Работа по сокращению бюрократической нагрузки на школы будет продолжена: следующим шагом после ограничения перечня документов, которые необходимо заполнять учителю, должно стать ограничение количества иной документации, запрашиваемой у школ. Об этом заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе рабочей поездки в Нижний Новгород, где он принял участие в межведомственном региональном совещании по снижению документационной нагрузки на систему образования, а также ответил на вопросы представителей СМИ.
Принятые поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года, устанавливают, что учителя не обязаны более готовить отчеты за пределами перечня, утвержденного Минпросвещения России, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде. Приказом Минпросвещения перечень необходимой для заполнения учителем документации ограничен пятью пунктами. Дополнительный перечень документации можно будет утвердить на уровне региона только по согласованию с Минпросвещения России.
«Это только начало пути. Следующий шаг - разгрузить максимально завучей, директоров и другой руководящий состав от того потока запросов, который валится в школы», - заявил Анзор Музаев.
В ходе подготовки поправок в закон, Рособрнадзором была создана межведомственная рабочая группа, которая на примере пяти субъектов РФ (Пензенская область, Московская область, Чувашская Республика, Липецкая область и Федеральная территория «Сириус») проанализировала, какие запросы и от кого поступают в школы, и какие документы в школьной отчетности являются избыточными и от них можно отказаться.
По словам Анзора Музаева, проведенный мониторинг показал, что только 30% бумажной нагрузки на школы исходило от системы образования, 70% остальных запросов поступало от иных структур. «Важно, чтобы следующим шагом все ведомства (МЧС, Роспотребнадзор, Генпрокуратура и другие) договорились и определились, какую информацию и в какой форме им важно получать от школ. Эту работу мы можем сделать в течение года», - заявил руководитель Рособрнадзора.
Анзор Музаев сообщил, что Рособрнадзор будет вести мониторинг ситуации с документационной нагрузкой на школы и составит карту забюрократизированности в разрезе субъектов РФ.
Директор по развитию ГК «Просвещение» Наталья Алтыникова рассказала, что проведенный рабочей группой анализ показал, что в школы ежемесячно приходит около 350 различных запросов. «Нужно разобраться, зачем мы эту информацию запрашиваем, кому она нужна, как она влияет на качество образования и решение тех задач, которые стоят перед системой образования. С пилотными регионами мы проанализировали эти запросы и отчетную документацию, которая формируется школами. Мы увидели, что большая часть этих документов никак не влияет на систему образования и не требуется ни федеральными, ни региональными нормативными актами. Эти запросы отвлекают школы от основной деятельности и заставляют их формировать разные отчеты про запас», — сообщила она. При этом запросы и мониторинги разных ведомств нередко дублируют друг друга.
По словам Натальи Алтыниковой, необходимо модернизировать имеющиеся мониторинги, свести их воедино и оставить в них только наиболее значимые для системы образования показатели, чтобы школы направляли эту информацию в Росстат, а оттуда уже ее могли запрашивать разные ведомства. Кроме того, необходимо определить закрытый перечень документов, которые могут запрашивать у школ разные проверяющие инстанции. Этот перечень также может быть закреплен в законе «Об образовании» и приказе Минпросвещения России. Процесс сбора информации от школ необходимо максимально автоматизировать.
Наталья Алтыникова предложила назначить в каждом региональном министерстве ответственное лицо в ранге замминистра, который контролировал бы все запросы, направляемые в школы. «Важно также подключить к контролю за исполнением принятых решений профсоюзные организации, чтобы учитель не оставался один на один с директором», - отметила она. |