Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев принял участие в итоговой коллегии Министерства просвещения, где рассказал о развитии единой системы оценки качества образования в России в 2021 году. «Единая система оценки качества образования позволяет нам формировать мотивирующие мониторинги, получать объективные данные не только на федеральном, но и региональном, и муниципальном уровнях», — отметил Анзор Музаев.
Одной из основных составляющих этой системы являются экзамены, проводимые в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА). Руководитель Рособрнадзора рассказал об особенностях проведения ГИА-11 и ГИА-9 в 2021 году. При организации проведения ГИА основными задачами являются контроль технологической готовности, контроль за объективностью проведения экзаменов и контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических рекомендаций, правил и нормативов.
«Прошлый год был тяжелым для учеников, родителей и учителей, но единый государственный экзамен был проведен, новых вспышек заболеваемости после экзаменов не зарегистрировано. Я хочу еще раз поблагодарить учителей, принимавших участие в проведении экзаменов, за проявленное мужество и самоотверженность. В этом году ситуация тоже непростая и опыт прошлого года нам пригодится. Надеемся, в этом году экзамены пройдут без сбоев и переносов», — заявил Анзор Музаев.
В 2021 году в ЕГЭ планируют принять участие около 760 тысяч человек, в том числе более 665 тысяч выпускников текущего года и свыше 7 тысяч участников с ОВЗ. Будет задействовано около 5800 пунктов проведения экзаменов (ППЭ), в том числе 465 ППЭ на дому, 14 ППЭ в медицинских учреждениях и 79 ППЭ в 58 зарубежных странах. К проведению ЕГЭ будет привлечено более 300 тысяч специалистов, около 1,7 тысячи федеральных общественных наблюдателей и около 1,7 тысячи онлайн-наблюдателей.
Анзор Музаев рассказал, что 27 апреля прошел всероссийский тренировочный ЕГЭ по информатике и ИКТ, который в 2021 году впервые будет проходить в компьютерной форме. «Все субъекты Российской Федерации у нас действительно готовы, серьезных замечаний по отдельно взятым субъектам и даже пунктам у нас нет», — заявил он.
Руководитель Рособрнадзора напомнил об особенностях проведения всероссийских проверочных работ (ВПР) в 2021 году: школы проводят их по индивидуальному графику и уникальным вариантам контрольных измерительных материалов, формируемым автоматически из банка заданий ВПР. «В этом году у каждой школы есть свой уникальный вариант, и утечка из одной школы не грозила всероссийской утечкой», — отметил он. Анзор Музаев напомнил, что для оптимизации проведения различных контрольных и проверочных работ создана специальная рабочая группа, которая должна к августу 2021 года выработать общие подходы.
Продолжается работа по оценке качества подготовки российских школьников в рамках международных сравнительных исследований. В апреле-мае 2021 года четвероклассники принимают участие в исследовании читательской грамотности PIRLS. Результаты этого исследования будут опубликованы в декабре 2022 года. В предыдущем цикле исследования российские школьники показали лучший результат по сравнению со своими сверстниками из других стран и заняли первое место. «У наших школьников традиционно хорошие позиции в этом исследовании, и мы надеемся, что пандемия и другие процессы не повлияют отрицательно на результаты», — сказал Анзор Музаев.
В апреле 2021 года в рамках подготовки к основному этапу исследования PISA-2022 проведен апробационный этап исследования, оценивающего читательскую, математическую и естественно-научную грамотность 15-летних обучающихся. Основной этап исследования пройдет в апреле-мае 2022 года. Осенью 2021 года будет проведено исследование «Общероссийская оценка по модели PISA» в рамках реализации национального проекта «Образование». В еще одном международном исследовании по оценке качества математического и естественно-научного образования TIMSS Россия примет участие в 2023 году.
В октябре 2021 года в российских школах также пройдет национальное исследование качества образования, в котором примут участие обучающиеся 6-х и 8-х классов. |